ГЛАВА 1
<section>ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Методические рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) предназначены для коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, а также индивидуальных предпринимателей (далее − организации) и направлены на снижение рисков распространения инфекции и сохранение здоровья работников организаций (далее – работников), обеспечение безопасности предоставления услуг населению в условиях пандемии COVID-19.
1.2. Методические рекомендации не распространяются на:
- организации здравоохранения;
- учреждения образования;
- исправительные учреждения;
- объединения, соединения, воинские части, военные учебные заведения и организации Вооруженных Сил;
- подразделения и учреждения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь;
- учреждения социального обслуживания населения.
1.3. Методические рекомендации могут использоваться в деятельности заинтересованных организаций всех форм собственности.
1.4. Организациям всех форм собственности необходимо выполнять обязательные для исполнения требования органов государственной власти и управления в части соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19 среди работников необходимо проведение следующих мероприятий.
2.1. Административные (организационные) мероприятия.
2.1.1. Разработка локального документа, определяющего план работы организации в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации по инфекции COVID-19, в том числе при регистрации случаев заболевания среди работников организации, закрепление ответственного лица в организации для системной координации работ по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий в организации.
2.1.2. При наличии возможности и с письменного согласия работника организация дистанционной работы, использование гибкого графика работы. Максимально возможное количество работников должно быть переведено на дистанционную работу с соблюдением рекомендуемых мероприятий.
В первую очередь переводу на дистанционную работу подлежат лица из групп риска в соответствии с официальными рекомендациями. Перевод работников на дистанционную работу осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом.
2.1.3. Ограничение проведения любых массовых мероприятий с численностью участников более 5 человек (собрания, комиссии, выставки, семинары, конференции и т.д.), предполагающих очное участие в организации, а также участие работников в мероприятиях других коллективов.
2.1.4. Внедрение преимущественно электронного взаимодействия, а также использование телефонной, факсимильной связи, электронной почты для передачи информации. Использование при проведении мероприятий формата видео- и телеконференций и др.
2.1.6. Организация работы курьерской службы и приема корреспонденции, товаров бесконтактным способом (выделение специальных мест и устройств приема и выдачи) с соблюдением режима дезинфекции и социального дистанцирования.
2.1.7. Ограничение направления сотрудников в командировки: перенос, при наличии возможности, командировок сотрудников, в том числе в страны, в которых регистрируется инфекция COVID-19, либо приезд иностранных граждан для выполнения работ или оказания услуг до стабилизации эпидемиологической ситуации. Перечень стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 г. № 171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» актуализируется и размещается на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (minzdrav.gov.by).
В случае невозможности переноса (отмены) рабочих поездок в зарубежные страны не рекомендуется направлять в командировку сотрудников, входящих в группы риска в соответствии с официальными рекомендациями.
Целесообразно обеспечить сотрудников перед командировкой средствами дезинфекции кожных покровов/ антисептиками для кожи в индивидуальной упаковке и средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗ) и кожных покровов (перчатками).
2.1.8. Исключение доступа в организацию лиц, не связанных с его деятельностью, за исключением выполнения работ, связанных с производственными процессами (например, ремонт и обслуживание технологического оборудования и др.). Обеспечение контроля за соблюдением мер личной профилактики инфекции COVID-19 (использование СИЗ, гигиеническая обработка рук) лицами, занятыми выполнением указанных работ.
2.1.9. Доставка (при наличии в организации технической и финансовой возможности) работников на работу/с работы транспортом организации со сбором/высадкой в определенных точках населенного пункта с целью минимизации контактов.
Во время поездки предусмотреть соблюдение принципов социального дистанцирования при рассадке работников, обеспечить функционирование вентиляции в салоне транспортного средства.
Рекомендуется проводить дезинфекцию контактных поверхностей транспортных средств, которыми осуществляется перевозка работников, после выполнения каждого рейса.
Аналогичный порядок применяется при осуществлении командировок по Республике Беларусь.
2.1.10. Осуществление в установленном порядке технического контроля за функционированием систем вентиляции, по возможности увеличение кратности воздухообмена на рабочих местах. В местах общего пользования (объекты питания, гардеробы для работников и др.) целесообразна установка устройств для обеззараживания воздуха.
2.1.11. Целесообразно преимущественное использование бесконтактных устройств открытия дверей, выключателей света, работы санитарно-технического оборудования.
2.1.12. Обеспечение неснижаемого месячного запаса средств дезинфекции и антисептических средств, СИЗ; постоянный контроль за своевременным пополнением запасов и соблюдением нормативов обеспечения работников СИЗ.
2.1.13. Обеспечение безопасного питьевого режима работников (оснащение кулерами с питьевой водой и одноразовыми стаканчиками, либо бутилированной водой в небольшой расфасовке).
2.1.14. Выделение в случае необходимости, отдельных помещений для хранения личной и рабочей одежды сотрудников.
2.2. Контроль состояния здоровья работников.
2.2.1. Организация ежедневного перед началом рабочей смены «входного фильтра» с целью недопущения на работу лиц с признаками респираторной инфекции (кашель, повышенная температура тела и т.д.) с контролем температуры тела перед началом рабочей смены, опросом о наличии признаков респираторных заболеваний. При организации «входного фильтра» необходимо учитывать количество лиц, приходящих в организацию к началу рабочего дня (смены) одновременно для того, чтобы избежать скопление работников и минимизировать их контакт.
При наличии у работника признаков респираторной инфекции следует организовать его направление с минимальным количеством контактов домой, рекомендовав вызов врача на дом.
Не рекомендуется проводить термометрию непосредственно после входа в помещение с улицы.
При оценке результатов термометрии, проведенной с использованием бесконтактных термометров, следует учитывать границы нормальной температуры, принятые для разных моделей бесконтактных термометров и указанные в руководстве к прибору. При индикации повышенной температуры тела следует провести повторное измерение через 5-10 минут либо произвести измерение контактным термометром.
При измерении температуры тела контактными термометрами необходимо обеспечить их обязательную дезинфекцию после каждого использования с использованием средств дезинфекции, разрешенных к применению для этих целей Министерством здравоохранения Республики Беларусь, по режиму, эффективному в отношении вирусов, в соответствии с инструкцией производителя.
2.3. Соблюдение правил личной гигиены.
2.3.1. Обеспечение условий для соблюдения гигиены рук сотрудниками (мытье рук с мылом или обработка с использованием средств дезинфекции кожных покровов/антисептика для кожи).
При входе в организацию следует оборудовать места обработки рук средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью бесконтактных дозирующих устройств), или дезинфицирующими салфетками.
В местах общего пользования следует оборудовать умывальники для мытья рук емкостями с мылом и дозаторами для обработки рук со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи. Предпочтение следует отдавать использованию локтевых, сенсорных дозаторов. Обеспечение контроля их регулярной заправки. Размещение дозаторов со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи в кабинетах (офисах, на рабочих местах).
2.3.2. Информирование работников о необходимости соблюдения правил личной гигиены согласно приложению 1 к настоящим методическим рекомендациям.
2.4. Использование СИЗ.
2.4.1. Обеспечение работников на рабочих местах запасом масок (исходя из продолжительности рабочей смены и кратности смены масок не реже 1 раза в 2 часа), перчатками (при необходимости – средствами дезинфекции в виде растворов, салфеток для обработки рук).
2.4.2. Обеспечение контроля за правильным использованием работниками СИЗ.
При использовании одноразовых и многоразовых масок необходимо соблюдать определенные правила согласно приложению 2 к настоящим методическим рекомендациям.
При использовании перчаток необходимо соблюдать следующие правила:
перед надеванием перчаток необходимо вымыть руки с мылом (при отсутствии такой возможности обработать спиртосодержащими средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи);
носить одноразовые перчатки следует не более одного-двух часов;
не следует надевать перчатки, если их поверхность повреждена;
одноразовые перчатки не предполагают повторного использования. Прежде чем их выбросить, их обрабатывают антисептиком и помещают в герметичный пакет;
повторное использование обработанных резиновых перчаток ухудшает их герметичность;
после снятия перчаток, рекомендовано упаковать их в пакет и выбросить в мусор, руки необходимо тщательно вымыть с мылом (в течение 20-40 секунд), соблюдая последовательность движений, либо обработать средством дезинфекции кожных покровов/антисептиком для кожи;
при повторном использовании текстильных или кожаных перчаток, их необходимо правильно обрабатывать: текстильные – стирать при температуре не ниже 60 °C, затем прогладить утюгом с паром, кожаные – обработать средством дезинфекции.
2.5. Уборка помещений.
2.5.1. Обеспечение регулярной влажной уборки помещений с использованием моющих средств и средств дезинфекции, разрешенных к применению в соответствии с рекомендациями производителя по вирулицидному (эффективному в отношении вирусов) режиму, обращая особое внимание на дезинфекцию ручек дверей, поручней, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов, рабочих поверхностей мебели, оборудования и иных контактных поверхностей (далее – контактные поверхности). Следует обратить внимание на обработку мобильных устройств связи.
Рекомендуется обработка поверхности телефона средствами дезинфекции, соблюдая меры предосторожности. Чехол телефона необходимо обрабатывать отдельно. Обработку следует проводить после каждого посещения общественных мест, транспорта и после окончания рабочего дня.
Дезинфекцию контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники проводить с кратностью обработки не менее 2 раз в день.
2.5.2. Регулярное проведение дезинфекционных мероприятий в местах общего пользования (вестибюли, холлы, туалеты для посетителей и работников) с использованием средств дезинфекции и размещением в вышеперечисленных местах дозирующих устройств со средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи.
2.5.3. Обеспечение регулярного проветривания помещений.
2.5.4. В помещениях с постоянным нахождением работников рекомендуется применение устройств для обеззараживания воздуха. Определение количества устройств из расчета на объем помещений, а также режима их работы должно быть определено в соответствии с инструкциями к данным устройствам.
2.6. Комплекс мер по социальному дистанцированию.
Социальное дистанцирование – комплекс немедикаментозных санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционного заболевания.
Цель социального дистанцирования – минимизация контакта между потенциально инфицированными и неинфицированными лицами.
Принцип социального дистанцирования – человек организует свою жизнь таким образом, чтобы сократить на ¾ контакты за пределами дома и работы и на ¼ – на работе. Если население использует социальное дистанцирование, избегая посещения общественных мест и ограничивая свои передвижения, уменьшается риск распространения инфекции, происходит сдерживание распространения вируса.
В рамках реализации комплекса мер по социальному дистанцированию в организации рекомендуется:
2.6.1. ограничение контактов между коллективами отдельных структурных подразделений организации, не связанных общими задачами и производственными процессами;
2.6.2. максимальное упрощение процедуры идентификации работников;
2.6.3. разделение времени начала и окончания рабочих смен на несколько последовательных периодов с условием того, что периоды между началом/окончанием разных смен должны быть достаточными для прохождения всех работников смены через вход/выход в организацию и др.
2.6.4. разделение рабочих потоков и разобщение членов коллектива посредством размещения сотрудников на разных этажах, в отдельных кабинетах, организации работы в несколько смен;
2.6.5. определение сотрудников, отвечающих за перемещение материалов, изделий и документов между структурными подразделениями организации и обеспечение их СИЗ органов дыхания, перчатками и средствами дезинфекции кожных покровов / антисептиками для кожи;
2.6.6. ограничение перемещения работников в обеденный перерыв и во время перерывов на отдых: перемещение в другие структурные подразделения, не связанные с выполнением прямых должностных обязанностей;
2.6.7. соблюдение расстояния не менее 1,5 метра между рабочими местами сотрудников;
2.6.8. исключение по возможности использования общих телефонов, компьютерной и оргтехники, рабочих инструментов и оборудования других сотрудников. При необходимости использования – продезинфицировать их до и после использования;
2.6.9. соблюдение социальной дистанции между работниками не менее 1,5 метров в местах, где возможно скопление людей (производственные помещения, столовые и др.), нанесение соответствующей сигнальной разметки;
2.6.10. организация посещения столовой коллективами структурных подразделений в строго определенное время по утвержденному графику при централизованном питании работников.
2.6.11. организация установки физических барьеров в зонах обслуживания клиентов – прозрачная пластиковая защита, сквозное окно и другое, организация расстояния не менее 1,5 метра между клиентами (покупателями) при ожидании отпуска товаров, услуг;
2.6.12. использование бесконтактных методов приветствия.
2.7. Проведение информационно-разъяснительной работы по профилактике респираторных инфекций, в том числе инфекции COVID-19.
2.7.1. Обеспечение информирования работников (размещение плакатов, инфографики, памяток, листовок и др.) по следующим вопросам:
клинические проявления коронавирусной инфекции COVID-19 (повышение температуры тела до 38-39°С, кашель, одышка, отсутствие обоняния, мышечная и головная боль и другие);
алгоритм действий при выявлении признаков инфекции COVID-19 (острой респираторной инфекции (далее – ОРИ) у работника и (или) членов его семьи в домашних условиях с акцентом на:
необходимость вызова врача на дом и недопустимость самостоятельного посещения организации здравоохранения;
запрет на посещение места работы при выявлении признаков инфекции COVID-19 (ОРИ);
соблюдение алгоритма действий при выявлении признаков коронавирусной инфекции COVID-19 (ОРИ) у работника на рабочем месте с акцентом на:
необходимость информирования ответственного лица для организации последующей временной изоляции и транспортировки в организацию здравоохранения;
запрет самостоятельного передвижения по территории организации, за исключением места временной изоляции, до принятия решения о способах транспортировки в организацию здравоохранения;
соблюдение правил личной гигиены (регулярное мытье рук с мылом или обработка средствами дезинфекции кожных покровов/ антисептиками для кожи в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета, перед каждым приемом пищи, после посещения общественных мест (объектов торговли, общественного транспорта и другое);
соблюдения принципов социального дистанцирования, как одной из наиболее эффективных мер профилактики;
правила использования спецодежды и СИЗ, в т.ч. масок и перчаток с акцентом на:
а) необходимость соблюдения режима использования масок: смена 1 раз в 2 часа или в соответствии с инструкцией по применению конкретного производителя. При загрязнении, намокании (увлажнении) маску необходимо немедленно заменить, даже если прошло менее 2 часов с момента использования;
б) недопустимость повторного использования одноразовых масок и перчаток;
номера «горячих» телефонов для вызова врача и для получения необходимых консультаций;
официальные информационные ресурсы (сайты Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областных и районных центров гигиены и эпидемиологии, Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр эпидемиологии и микробиологии», Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены»);
необходимость своевременного предоставления работником информации о состоянии своего здоровья и контактах с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, ответственному лицу организации.
ГЛАВА 3
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях минимизации риска заноса и распространения инфекции COVID-19 при организации работ по отдельным видам деятельности дополнительно необходимо проведение следующих мероприятий:
3.1. в организациях общественного питания:
3.1.1. обеспечение всех работников СИЗ органов дыхания (масками или щитками для лица), средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи;
3.1.2. дополнительно рекомендуется обеспечение перчатками работников, осуществляющих оказание услуг общественного питания и расчеты с потребителями;
3.1.3. обеспечение контроля за использованием работниками СИЗ, средств дезинфекции;
3.1.4. организация, при наличии возможности, обслуживания навынос без посещения потребителями помещений таких объектов (в том числе с использованием линий автораздачи, через окна экспресс-обслуживания), либо обслуживания с закрытым залом (в том числе с использованием терминалов и аппаратов самообслуживания, бесконтактных зон оформления и выдачи заказов), либо доставки продукции общественного питания и товаров по заказам;
3.1.5. недопущение скопления людей. Организация безопасного перемещения посетителей в обеденном зале по одному или по двое (при необходимости) с соблюдением дистанции не менее 1,5 метров; Обеспечение расстояния между столиками не менее 1,5 метров. При невозможности выполнения вышеуказанного санитарно-противоэпидемического мероприятия – ограничение доступ посетителей на объект; нанесение специальной разметки (не менее 1,5 метра между разметкой) для дистанцирования посетителей в местах расположения контрольно-кассовых узлов;
3.1.6. организация регулярного (каждые 2 часа) проветривания помещений;
3.1.7. в течение рабочего дня организация проведения влажной уборки помещений, а также часто используемых предметов и мест общего пользования с применением средств дезинфекции путем обработки ручек дверей, поручней, подносов, столов, спинок стульев (подлокотников кресел), раковин для мытья рук при входе в обеденный зал (столовую), витрин самообслуживания;
3.1.8. обеспечение преимущественного использования одноразовой столовой посуды и приборов с последующим ее сбором и удалением.
3.1.9. при оборудовании объектов общественного питания посудомоечными машинами отдавать предпочтение посудомоечным машинам с дезинфицирующим эффектом для механизированного мытья посуды и столовых приборов. Механическую мойку посуды в посудомоечных машинах производить в соответствии с инструкциями по их эксплуатации, при этом применять режимы обработки, обеспечивающие дезинфекцию посуды и столовых приборов при температуре не ниже 65°С. При отсутствии посудомоечных машин обеспечить мытье посуды ручным способом с последующей дезинфекцией с применением средств, разрешенных для этих целей в соответствии с инструкцией производителя;
3.1.10. приостановление услуг по курению кальянов;
3.1.11. информирование посетителей, в том числе с использованием аудиосообщений, о необходимости при посещении объектов массового скопления людей (в том числе объектов общественного питания) соблюдения безопасной дистанции не менее 1,5 метра (в том числе в очереди в кассу) и использования средств индивидуальной защиты (масок и перчаток).
3.2. на предприятиях пищевой промышленности:
3.2.1. обеспечение всех работников СИЗ органов дыхания (масками или щитками для лица), средствами дезинфекции для рук/антисептиками для кожи, а также контроля за их использованием;
3.2.2. ограничение количества работников в зоне производства пищевых продуктов;
3.2.3. организация рабочих мест в шахматном порядке по обе стороны производственных линий в целях соблюдения социальной дистанции между работниками;
3.2.4. разработка, внедрение и поддержание процедур, основанных на принципах HASSP, при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции.
3.3. в торговых организациях, на рынках:
3.3.1. обеспечение отпуска пищевых продуктов, непродовольственных товаров и расчеты с покупателями в СИЗ;
3.3.2. обеспечение контроля за использованием работниками СИЗ, средств дезинфекции; в том числе использованием перчаток кассирами и другими работниками торговых объектов, осуществляющими продажу продовольственных/непродовольственных товаров;
3.3.3. проведение расфасовки товаров в отдельном помещении или на безопасном (не менее 1,5 метра) расстоянии от мест, где могут находиться покупатели;
3.3.4. осуществление передачи покупателям пищевых продуктов в упакованном виде. При продаже товаров методом самообслуживания возможность для самостоятельного упаковывания пищевых продуктов покупателем может быть предусмотрена только для пищевых продуктов в упаковке изготовителя (например, конфеты), свежих овощей и фруктов, подлежащих мытью перед употреблением, в условиях, обеспечивающих их защиту от загрязняющих веществ;
3.3.5. ограничение проведения дегустаций пищевых продуктов или иных подобных мероприятий;
3.3.6. организация, при наличии возможности, регулярного (каждые 2 часа) проветривания помещений;
3.3.7. в течение рабочего дня проведение влажной уборки помещений, а также часто используемых предметов и мест общего пользования с применением средств дезинфекции путем обработки средствами дезинфекции ручек дверей, лифтовых кабин, поручней, перил, корзин, тележек, касс, витрин, другого торгового оборудования. Предусмотреть применение средств дезинфекции, эффективными в отношении вирусов, и их применение в соответствии с инструкцией производителя;
3.3.8. обеспечение недопущения скопления людей. Организовать безопасное перемещение работников и потребителей с соблюдением дистанции в 1,5 метра. При невозможности выполнения вышеуказанного санитарно-противоэпидемического мероприятия – ограничение доступа посетителей на объект;
3.3.9. нанесение специальной разметки (не менее 1,5 метра между разметкой) для дистанцирования покупателей в местах расположения контрольно-кассовых узлов;
3.3.10. обеспечение контроля за соблюдением правил личной гигиены и использованием СИЗ сотрудниками торгового объекта, распределительного центра, водителями-экспедиторами, мерчендайзерами, представителями поставщиков и др. работниками;
3.3.11. информирование потребителей, в том числе с использованием аудио/видеосообщений, о необходимости в случае массового скопления людей соблюдения безопасной дистанции не менее 1,5 метра (в том числе в очереди в кассу) и использования СИЗ (масок и перчаток), а также об имеющейся возможности обработки рук средствами дезинфекции/антисептиками для кожи рук и местах их нахождения.
3.4. при организации доставки товаров на дом:
3.4.1. обеспечение возможности оплаты потребителем заказа онлайн и доставки товаров на дом (до дверей);
3.4.2. обработка терминала для оплаты покупок после каждого расчета банковскими картами средствами дезинфекции, эффективными в отношении вирусов;
3.4.3. обеспечение курьеров масками и тканевыми перчатками, средствами дезинфекции для обработки рук в достаточном количестве, пакетами для сбора использованных СИЗ.
3.5. на предприятиях бытового обслуживания населения (парикмахерских, салонах красоты, прачечных, пунктах приема химчистки, ателье, соляриях и др.), а также в тренажерных залах, фитнес-центрах и других спортивных сооружениях, банках, почтовых отделениях:
3.5.1. организация преимущественного обслуживания по предварительной записи с соблюдением временного интервала не менее 5-10 минут между клиентами для исключения контакта между ними;
3.5.2. обеспечение оказания услуг и расчетов с клиентами в СИЗ; соблюдение масочного режима персоналом и, по возможности, клиентами;
3.5.3. оказание, по возможности, услуг каждому клиенту парикмахерских, салонов красоты в отдельном кабинете;
3.5.4. обеспечение условий для соблюдения социальной дистанции (1,5 метра) при ожидании обслуживания клиентами внутри организации. При непредвиденном скоплении очереди, организация ожидания на улице с соблюдением принципа социальной дистанции и использованием СИЗ органов дыхания;
3.5.5. исключение реализации клиентам чая, кофе, а также прохладительных напитков на розлив;
3.5.6. предупреждение клиентов об отказе в обслуживании при наличии признаков респираторной инфекции (температура тела 37,0°С и выше, кашель и др.);
3.5.7. обеспечение работников организаций достаточным количеством СИЗ органов дыхания и кожных покровов и контроля за соблюдением правил их использования;
3.5.8. ограничение пребывания сторонних лиц в помещениях организаций бытового обслуживания (в парикмахерских – за исключением одного из родителей при сопровождении детей или одного сопровождающего лица с инвалидностью);
3.5.9. обработка всех контактных поверхностей и используемого инструментария с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, после завершения обслуживания каждого клиента. Организация дезинфекции контактных поверхностей банковских, парковочных терминалов, инфокиосков;
3.5.10. использование (по возможности) одноразового парикмахерского белья (полотенца, простыни, салфетки и другое); организация ежедневной смены спецодежды работников;
3.5.11. расстановка с соблюдением принципов социальной дистанции (1,5 метра) спортивных снарядов, оборудования, а также шкафчиков в раздевалках тренажерных залов, фитнес-центров и других спортивных сооружений;
3.5.12. проведение дезинфекции оборудования, мебели, спортивного инвентаря: спортивных снарядов, матов, борцовых ковров, помещений для занятий, раздевалок, помещений душевых, обращая особое внимание на дезинфекцию рабочих поверхностей мебели, оборудования, шкафчиков в раздевалках, кранов, полочек для мыла в душевых и иных контактных поверхностей до, после и в перерывах между занятиями;
3.5.13. обработка внутренней поверхности горизонтальных УФ-установок, пола вертикальных УФ-установок, обработка ручек УФ-установок, ковриков на полу, защитных очков;
3.5.14. по окончании работы проведение генеральной уборки помещений с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций.
3.6. при оказании услуг в банях, саунах, бассейнах, аквапарках:
3.6.1. корректировка графика посещения бассейна в целях максимального разобщения групп посетителей;
3.6.2. обслуживание посетителей по предварительной записи в целях исключения массового скопления людей при ожидании очереди;
3.6.3. расстановка с соблюдением принципов социальной дистанции (1,5 метра) мест в зонах отдыха посетителей, а также шкафчиков в раздевалках;
3.6.4. уборка не реже 1 раза в 2 часа помещений в местах общего пользования, в том числе душевых и раздевалок, с применением дезинфицирующих средств и обработкой ими контактных поверхностей (дверных ручек, выключателей, поручней, перил, кранов, полочек, тазов, лежаков, скамеек и другое);
3.6.5. минимизация контакта между посетителями и персоналом;
3.6.6. обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты (средствами индивидуальной защиты органов дыхания, перчатками), дезинфицирующими средствами для обработки рук и контроль за их применением;
3.6.7. осуществление производственного лабораторного контроля за качеством воды бассейна с контролем эффективности водоподготовки и обеззараживания воды;
3.6.8. обеспечение на входе в здание проведения обязательной термометрии посетителей с целью выявления и недопущения к посещению бассейна лиц с признаками острых респираторных инфекций;
3.6.9. установка при входе и в местах общего пользования дозаторов дезинфицирующим средством/ антисептическом для обработки рук;
3.6.10. предоставление к реализации клиентам только упакованных напитков и готовой пищевой продукции (блюд) исключительно в промышленной упаковке (ланч-боксах);
3.7. при оказании услуг по перевозке пассажиров, на железнодорожных-, автовокзалах, автозаправках и станциях технического обслуживания автомобильного транспорта:
3.7.1. обеспечение работников СИЗ органов дыхания, кожных покровов и средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи в достаточном количестве;
3.7.2. использование СИЗ водителями, в том числе автомобилей такси, контролерами, пассажирами в общественном транспорте, на остановках общественного транспорта, а также инструкторами по вождению и учащимися автошкол при проведении практических занятий по вождению;
3.7.3. организация в местах общего пользования на железнодорожных-, автовокзалах проведения мероприятий (кассовая зона, туалеты, зоны общественного питания и другое), а также на рабочих местах обслуживающего персонала мест гигиенической обработки рук средствами дезинфекции/антисептиками для кожи рук с использованием дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных). Реализация проездных документов с учетом соблюдения социальной дистанции;
3.7.4. обеспечение на станциях метро, на железнодорожных и автовокзалах условий для обработки рук средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиками для кожи (в том числе с помощью установленных дозаторов);
3.7.5. соблюдение водителями социальной дистанции при получении путевых листов, прохождения медицинского освидетельствования, нанесения специальной разметки;
3.7.6. при осуществлении перевозки в такси размещение, по возможности, пассажиров на заднем сиденье автомобиля (рекомендуется оказание услуг одному пассажиру);
3.7.7. ежедневные (после окончания рабочей смены и высадки пассажиров общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев), такси проветривание, влажная уборка салона и кабины транспортного средства с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов, с акцентом на дезинфекцию ручек дверей, поручней, подлокотников кресел);
3.7.8. обработка ручек дверей, поручней, подлокотников кресел, откидных столиков, пряжек ремней безопасности, панелей управления освещением, вентиляцией, спинок сидений, видеомониторов и других контактных поверхностей в такси после каждого пассажира с использованием средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов;
3.7.9. проведение дезинфекции транспортных средств собственными силами предприятия при наличии и соблюдении условий в соответствии с требованиями законодательства к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности либо силами организаций дезинфекционного профиля.
Дезинфекция транспорта осуществляется на территории транспортных предприятий на постах дезинфекции, оборудованных в моечных блоках или на специальных площадках, подключенных к водопроводу и канализации.
При условии выполнения дезинфекционных мероприятий силами транспортных компаний необходимо обеспечить создание неснижаемого месячного запаса средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов;
3.7.10. организация обслуживания на станциях технического обслуживания автомобильного транспорта по предварительной записи с соблюдением временного интервала между водителями не менее 5-10 минут для исключения контакта между ними;
3.7.11. обслуживание одновременно не более одного транспортного средства на одном посту (при наличии отдельных боксов и входа (въезда) в них); при наличии общего входа (въезда) и отсутствия боксов – обслуживание не более одного транспортного средства;
3.7.12. проведение информационно-разъяснительной работы по профилактике инфекции COVID-19 с пассажирами и работниками железнодорожных- и автовокзалов, в том числе путем размещения в доступных местах соответствующей текстовой и визуальной/аудио- информации.
3.8. На объектах воздушного транспорта:
3.8.1. обеспечить выполнение общих процедур и рекомендаций, изложенных в Руководстве по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в гражданской авиации Республики Беларусь;
3.8.2. в аэропорту все зоны обслуживания пассажиров и оборудование – стойки регистрации, платежные терминалы и другое регулярно дезинфицируются средствами дезинфекции в соответствии рекомендациями производителя по вирулицидному режиму;
3.8.3. в местах общего пользования: вестибюлях, туалетах для пассажиров и работников размещаются дозирующие устройства со средствами дезинфекции кожных покровов/антисептиков для кожи, предпочтительно сенсорного типа, урны для мусора с ножной педалью;
3.8.4. сотрудники аэропортов, таможенная, пограничная службы аэропортов, технический персонал обеспечиваются и работают в СИЗ (маски, перчатки). Находясь в терминале и на борту самолета пассажиры соблюдают личные меры предосторожности, используют СИЗ (маски, перчатки);
3.8.5. для соблюдения социальной дистанции в зоне регистрации наносится специальная разметка.
Работники аэропорта организуют работу, стараясь избегать скопления пассажиров, и проводят посадку с соблюдением социальной дистанции, и использованием, по возможности, телетрапов, пешеходных стоянок;
3.8.6. если доставка до самолета производится с помощью автобуса, увеличивается количество рейсов, чтобы пассажирам была предоставлена возможность соблюдения безопасной дистанции.
Рекомендуется изменение технологии посадки на самолет. Пассажирам рекомендовано приглашение на посадку группами, начиная с тех, кто сидит в хвостовой части самолета, для сокращения возможных контактов.
Если позволяет загрузка рейса, во время регистрации производится рассадка пассажиров на безопасном расстоянии друг от друга;
3.8.7. самолеты проходят тщательную дезинфекцию, для очищения воздуха на борту используется высокоэффективная система фильтров. В перерывах между рейсами проводится проветривание салонов, дезинфекция всех контактных поверхностей.
3.9. при организации работ на предприятиях строительной отрасли:
3.9.1. разделение всех работников, задействованных в работах одного строительного проекта, по бригадам в зависимости от выполняемых работ в целях минимизации контакта. Расселение в местах проживания и при доставке к местам работы от мест проживания и обратно производится с учетом указанного разделения;
3.9.2. организацию работы вахтовым методом с недопущением контакта между разными сменами вне работ (по месту проживания, питания и т.д.);
3.9.3. одномоментную доставку персонала вахты для заполнения мест временного пребывания с соответствующей корректировкой графика планируемых работ;
3.9.4. дезинфекционную обработку контактных поверхностей транспортного средства, осуществляющего доставку на вахту и с вахты работников по окончании каждого рейса.
3.10. при организации проведения зрелищных мероприятий с массовым участием, работы театров, кинотеатров, цирков, выставок:
3.10.1. в местах проживания/временного пребывания иностранных участников необходимо организовать:
размещение их на отдельном этаже/в блоке помещений;
питание непосредственно в жилых комнатах;
проведение дезинфекционных мероприятий;
3.10.2. организация в местах общего пользования на площадках проведения мероприятий (кассовая зона, входы в зрительные залы, туалеты, зоны общественного питания и другое), а также на рабочих местах обслуживающего персонала мест гигиенической обработки рук средствами дезинфекции/антисептиками для кожи рук с использованием дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных);
3.10.3. принятие мер по социальному дистанцированию при организации концертов, спектаклей и иных зрелищных мероприятий предусмотренных программой, в том числе:
3.10.3.1. реализация входных билетов с учетом рассадки зрителей с соблюдением социальной дистанции (не менее 1-1,5 м между соседними креслами);
3.10.3.2. нанесение сигнальной разметки в местах проверки билетов, на входе в билетные кассы, входах и выходах из зрительных залов и иных местах массового скопления людей;
использование бесконтактных способов оплаты входных билетов;
осуществление бесконтактного контроля входных билетов;
3.10.3.3. предоставление к реализации клиентам только упакованных напитков и готовой пищевой продукции (блюд) исключительно в промышленной упаковке;
3.10.3.4. проведение измерения температуры тела зрителей/посетителей (при проверке входных билетов) и участников мероприятий с использованием бесконтактных устройств для термометрии; запрещение допуска к участию лиц с признаками ОРИ (температура тела 37,0℃ и выше, кашель, насморк и др.);
3.10.3.5. использование СИЗ органов дыхания (маски) зрителями и обслуживающим персоналом (кассирами, администраторами, охраной, контролерами, техническим персоналом) мероприятий;
3.10.3.6. организация в местах общего пользования на площадках проведения мероприятий (кассовая зона, входы в зрительные залы, туалеты, зоны общественного питания, закулисное пространство и др.), а также на рабочих местах обслуживающего персонала мест гигиенической обработки рук средствами дезинфекции/антисептиками для кожи рук с использованием дозирующих устройств (предпочтительно бесконтактных);
3.10.3.7. организация использования индивидуальных гримерок или их использование по графику с интервалом между нахождением артистов (участников) не менее 20 минут (для проведения уборки с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусов, проветривания);
3.10.3.8. при составлении расписания мероприятий, проводимых на одной площадке, предусматривать интервал между ними не менее 3- минут - одного часа с целью проведения уборки и дезинфекции;
при составлении программ культурных мероприятий предусматривать, по возможности, проведение максимального числа из них на открытом воздухе;
3.10.4. проведение информационно-разъяснительной работы по профилактике инфекции COVID-19 с посетителями и обслуживающим персоналом мероприятия, в том числе путем размещения в доступных местах соответствующей текстовой и визуальной информации.
3.11. при организации работы туристических организаций:
3.11.1. перед организацией туристического маршрута по территории Республики Беларусь турагентствам проведение оценки соответствия туристического маршрута (мест проживания, питания, перемещения туристов, а также посещения экскурсионных объектов, предусмотренных маршрутом) требованиям безопасности оказания туристических услуг, в том числе в части обеспечения минимизации риска инфицирования инфекцией COVID-19;
3.11.2. при организации экскурсионного тура перед началом экскурсионной программы информирование туристов о необходимости оценки состояния своего здоровья и сообщении руководителю группы о наличии признаков инфекционного заболевания. Не следует допускать к туру лиц с признаками ОРИ;
3.11.3. обеспечение возможности соблюдения принципов социальной дистанции при наполняемости туристических групп;
3.11.4. во время проезда, проведения экскурсионной программы обеспечение соблюдения масочного режима ее участниками (туристами, руководителями групп, экскурсоводами, водителями);
3.11.5. при организации перевозки туристов рассадка пассажиров по одному, в шахматном порядке, с заполнением транспортного средства не более, чем на 50% от его вместимости;
3.11.6. на транспортном средстве, в местах проживания, питания, а также на экскурсионных объектах создание условий для соблюдения правил личной гигиены туристами (наличие средств дезинфекции/антисептиков для обработки, предпочтительно в бесконтактных дозирующих устройствах);
3.11.7. проведение не реже 1 раза в день дезинфекционной обработки транспорта, перевозящего туристические группы, с проведением обработки средством дезинфекции, эффективным в отношении вирусной инфекции, контактных поверхностей транспортного средства (поручни, подлокотники, откидные столики, панели управления освещением, вентиляцией, спинок сидений, видеомониторов и др.) при каждой остановке транспортного средства с выходом пассажиров, длящейся более 30 минут;
3.11.8. при составлении экскурсионного маршрута проведение большинства мероприятий экскурсионной программы на открытом воздухе, вне помещений;
3.11.9. соблюдение социальной дистанции в местах проведения экскурсий. Предварительное планирование посещения экскурсионных объектов, с целью недопущения скученности при посещении музеев, картинных галерей и др. (одновременный просмотр экспонатов осуществлять группами не более 5 человек);
3.11.10. обеспечение возможности ознакомления участников туристических групп на территории Республики Беларусь, а также туристов выезжающих за рубеж, с наглядными информационными материалами по профилактике инфекции COVID-19.
3.12. при организации работы общежитий, гостиниц и других мест размещения, а также мест отдыха населения:
3.12.1. обеспечение в холлах, у стоек регистрации условий для соблюдения социальной дистанции (не менее 1,5 метров) с нанесением сигнальной разметки;
3.12.2. оборудование стоек регистрации, при возможности, прозрачными заградительными конструкциями;
3.12.3. проведение дезинфекции ключей от номеров после каждой сдачи их проживающим на стойку регистрации, а также после выезда проживающего;
3.12.4. при централизованном питании персонала организация посещения предприятия общественного питания в гостиницах по графику;
3.12.5. незамедлительная изоляция и информирование организации здравоохранения по месту размещения гостиниц в случае выявления гостей или персонала с признаками ОРИ (температура тела 37,0℃ и выше, кашель и др.);
3.12.6. организация питания проживающих преимущественно по принципу индивидуального обслуживания в номерах;
3.12.7. нанесение сигнальной разметки (на расстоянии 1,5 метров) с использованием линии раздачи;
3.12.8. увеличение периода времени, отведенного для приемов пищи;
3.12.9. проведение по окончании рабочей смены влажной уборки с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусной инфекции, обеденных залов, производственных и складских помещений пищеблоков;
3.12.10. преимущественно одноместное размещение проживающих;
3.12.11. проведение ежедневной (не реже 1 раза в день) текущей уборки номеров с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, с акцентом на все контактные поверхности: телефон, пульты управления телевизором и кондиционером (при наличии), дверные ручки и другое), санитарно-техническое оборудование;
3.12.12. информирование проживающих о необходимости проветривания номеров;
3.12.13. проведение уборки номеров после выезда проживающих, которая включает:
влажную уборку с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, с акцентом на все контактные поверхности: телефон, пульты управления телевизором и кондиционером (при наличии), дверные ручки и другое), санитарно-техническое оборудование;
влажную уборку коврового покрытия/ковров ковромоечными машинами или пылесосами с моющими средствами с последующим орошением средствами дезинфекции;
проветривание номера;
обеззараживание воздушной среды с использованием соответствующих устройств;
3.12.14. проведение ежедневно (не реже 1 раза в сутки) обеззараживания уличных беседок, детских игровых площадок, скамеек, урн, банковских и парковочных терминалов, помещений спасательных пунктов (при их наличии);
3.12.15. проведение ежедневной (не реже 1 раза в день) уборки мест общего пользования, в том числе лифтовых кабин, санузлов и другое с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, с акцентом на поручни, ручки входных дверей, лифтовые кнопки, выключатели;
3.12.16. ежедневная (не реже 1 раза в день) уборка и дезинфекционная обработка оборудования пляжей, санузлов (биотуалетов), поручней бассейнов (при наличии).
3.13. при организации работы жилищно-коммунальных служб:
3.13.1. проведение ежедневной (не реже 1 раза в сутки) дезинфекции, в том числе уличных беседок, оборудования детских игровых площадок, площадок для занятий спортом, оборудования хозяйственно-бытовой деятельности, скамеек, парковочных терминалов;
3.13.2. проведение ежедневной (не реже 1 раза в день) уборки подъездов домов, в том числе лифтовых кабин, лестничных пролетов и клеток, лифтовых холлов, элементов мусороприемной камеры мусоропровода с применением средств дезинфекции, эффективных в отношении вирусных инфекций, с акцентом на контактные поверхности (поручни, ручки входных дверей, лифтовые кнопки, выключатели).
Правила по гигиене рук
Гигиена рук включает в себя следующие процедуры:
мытье рук с помощью мыла;
антисептика кожи рук с применением средств дезинфекции кожных покровов/антисептиков для кожи (далее – антисептики).
Правила мытья рук
Включите теплую воду и смочите руки водой.
Нанесите мыло на руки и намыльте.
Мойте тыльные стороны кистей рук. Тщательно намыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках.
Мойте ладони. Тщательно намыливайте руки между пальцами со всех сторон на обеих руках.
Мойте внешнюю сторону четырех пальцев противоположной ладони с перекрещиванием пальцев.
Мойте большие пальцы круговыми движениями, зажимая их в кулаке другой руки.
Кончиками пальцев трите внутреннюю часть ладони одной руки, затем второй.
Смойте мыло.
Вытрите руки насухо.
Закройте кран с помощью бумажного полотенца.
Мойте руки 20-40 секунд, выполняя движения в любой последовательности. Все участки кожи кистей рук должны быть затронуты в процессе их обработки.
Правила по гигиенической антисептике кожи рук
Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком.
Целесообразно использование антисептика с содержанием спирта не менее 70%.
Нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки.
Обрабатывайте руки антисептиком 20-30 секунд. Основной комплекс движений тот же, что и при мытье рук.
Правила пользования масками
1. Перед надеванием маски вымойте руки проточной водой с мылом. Если доступ к проточной воде и мылу затруднен, обработайте руки антисептиком, для этого нанесите 3-5 мл антисептика на сухие руки.
2. Наденьте маску, цветной стороной наружу, держась за ушные фиксаторы. Плотно прижмите крепление в области носа. При наличии специальных складок на маске их необходимо развернуть. Маска должна закрывать рот, нос и подбородок.
3. После использования снимите маску, держась за ушные фиксаторы. Поместите использованную маску в полиэтиленовый пакет, а затем в контейнер для мусора.
4. Многоразовые средства индивидуальной защиты органов дыхания могут применяться только при условии индивидуального использования. Процесс их обработки и последующего использования осуществляется по индивидуальному принципу с использованием моющих, дезинфицирующих или других средств, рекомендуемых изготовителем. После использования многоразовой маски перед ее повторным применением необходима стирка в горячей воде (не менее 60 градусов) с мылом или стиральным порошком, затем проглаживание утюгом.
При невозможности немедленной обработки многоразовой маски (например, нахождение вне дома), следует поместить ее в индивидуальный пакет.
5. После снятия маски вымойте руки проточной водой с мылом или обработайте руки антисептиком.
Общие правила использования одноразовых и многоразовых масок
Правило 1. Использовать маску не более двух часов.
Правило 2. Немедленно заменить маску в случае ее намокания (увлажнения), даже если прошло менее двух часов с момента использования.
Правило 3. Не касаться руками закрепленной маски.
Правило 4. Тщательно вымыть руки с мылом или обработать антисептиком после прикосновения к используемой или использованной маске.
</section>